Обоняние – это коммуникация

Интервью с директором Института обоняния и ольфакторной патологии Константином Добрецовым

25.06.2024

Время чтения: 10 минут

III научно-практическая конференция с международным участием «Ольфакторная коммуникация в мире НБИКС-технологий»

Директор Института обоняния и ольфакторной патологии Константин Добрецов – о влиянии органов чувств на адаптационные возможности человека.

Константин Григорьевич, уже достаточно давно ВОЗ официально заявила об окончании пандемии COVID-19, во время которой мы, наверное, впервые столкнулись с такими массовыми и серьезными проблемами обоняния. Существуют ли сегодня другие факторы, так же негативно влияющие на обоняние? Возможно, мы просто их не замечаем?

Около 25 % населения планеты сегодня страдает от нарушений обоняния. До 5 % и вовсе имеют тяжёлые формы гипосмии или аносмии – полного отсутствия обоняния. А это ведь только в России 35-36 миллионов человек! 

Для сравнения: проблемы со слухом, согласно официальным данным, встречаются у нас в стране гораздо реже – только у 13 миллионов населения. При этом обоняние играет важную роль в жизни человека. В первую очередь, это безопасность. Благодаря этому чувству мы, например, распознаём испорченные продукты, газы и другие химические вещества, способные привести к отравлениям. Также обоняние играет ключевую роль в пищеварении, создавая вкус пищи и запуская каскад биохимических реакций. Обоняние, безусловно, важно и для коммуникации. Отмечу, что обонятельные рецепторы присутствуют даже на сперматозоидах, обеспечивая их репродуктивную функцию. Так что функции обоняния значительны и очень важны. Без обоняния наша повседневность была бы значительно хуже и опаснее.

Какие патологии, связанные с обонянием, преобладают сейчас у людей – врождённые или приобретённые?

Исследования показывают, что примерно одна треть нарушений связана с врождёнными патологиями, а две трети развиваются уже в течение жизни. Однако определить точно, есть ли какие ольфакторные нарушения у новорожденных, достаточно сложно. Для этого пока нет достоверных методов исследования.

Врождённые патологии могут быть вызваны как нарушениями развития структур органов обоняния, так и аутоимунными расстройствами. Допустим, при синдроме Кальмана, при котором человек совершенно не чувствует запахи. Опять же, точной статистики распространенности этих проблем сегодня ещё нет.

Становится ли проблема ольфакторных патологий острее со временем? В сравнении, например, с ситуацией лет 50 назад?

Есть ряд факторов, влияющих на нарушение обоняния. К ним относятся заболевания носа и различные дегенеративные процессы. В носовой полости могут возникать риносинуситы, риниты и вазомоторные риниты, вызывающие соответствующие симптомы. В то же время негативные изменения происходят и в головном мозге, допустим, при болезнях Альцгеймера и Паркинсона. Так как средняя продолжительность жизни растет, то и эти болезни также распространяются все больше.
В целом, раньше нарушения обоняния встречались всё же реже, сегодня ситуация отчетливо ухудшается.

Во время выступления на недавней конференции по адаптивному интеллекту вы отметили, что проблемы с обонянием могут привести к ментальным нарушениям, поскольку теряется один из способов взаимодействия с внешним миром. Как это проявляется в поведении человека?

Расстройство обоняния – это проблема не только со здоровьем, но и с коммуникацией. Существует множество научных работ, подтверждающих, что ухудшение обоняния снижает качество общения человека в обществе в целом и в семье и на работе в частности. Оно может привести, например, к разрыву романтических отношений и снижению сексуальной удовлетворенности. Также есть тесная связь между нарушением обоняния и депрессией: исследования показывают, что ольфакторные патологии через определенный период времени – от пяти до десяти лет – вызывают депрессию. И наоборот, у людей с депрессией, но с нормальным обонянием со временем развиваются заболевания подобного рода. Эта связь доказана на высоком уровне достоверности многочисленными научными работами.

Как ольфакторные нарушения влияют на адаптивный интеллект человека: способствуют развитию или, наоборот, затрудняют его?

III научно-практическая конференция с международным участием «Ольфакторная коммуникация в мире НБИКС-технологий»

Да, они влияют на интеллект, в том числе и на адаптивный. Возможно ли воздействие через обонятельный анализатор на адаптивность? Безусловно, да. В настоящее время мы совместно с Институтом Адаптивного Интеллекта проводим ряд исследований, направленных на изучение влияния ароматических продуктов на адаптивные способности человека, включая борьбу с тревогой и депрессией, а также их влияние на улучшение интуиции. В скором времени мы представим результаты нашей работы.

Возможно ли для человека с нарушениями обоняния каким-либо образом восстановить или активировать те области мозга, которые отвечают за эту функцию?

Восстановление функций необходимо, так как с возрастом происходят эволюционные физиологические изменения, связанные со старением организма. Мы теряем остроту слуха, зрения и обоняния. Экологические вызовы – загрязнение воздуха, испорченные продукты питания, агрессивная внешняя среда – становятся все более актуальными.
С возрастом в целом увеличивается число рисков и вызовов для организма. 

Поэтому важно заботиться о здоровье с молодости. Существуют различные методики восстановления функций после вирусных инфекций и воспалительных процессов. В ряде случаев проводятся операции для улучшения доступа к одорантам или воздействие слабым электрическим импульсом на обонятельный мозг, так называемая ТЭС-терапия.  Можно и просто регулярно проводить обонятельные тренировки с использованием эфирных масел.

Как вы считаете, почему исторически проблемам нарушения слуха и зрения уделялось в медицине больше внимания, чем расстройствам обоняния?

Роль обоняния как органа чувств в процессе эволюции снижалась, однако оно все еще имеет важное значение для человека.Так, у млекопитающих насчитывается около 1500 рецепторов, отвечающих за обонятельный нерв, у людей – около 1000. Причем более половины из них неактивны. Однако недавняя пандемия напомнила про важность обоняния для нас. Поскольку штаммы вирусов воздействовали на обонятельный эпителий в носу и обонятельные луковицы в головном мозге, у некоторых людей оно не восстановилось полностью и по сей день. Масштаб проблемы привлек внимание к этому каналу связи с миром и заставил в целом задуматься о роли обоняния. Количество публикаций об ольфакторных проблемах в профессиональных источниках в 2019–2020 годах возросло в 10 раз.

Совместно с Институтом Адаптивного Интеллекта сейчас мы проводим исследования, мастер-классы и семинары, чтобы популяризировать изучение этой темы.

Кажется, что именно в последние годы роль обоняния в жизни современного человека растет, например, заметен рост рынка ароматических товаров. Если это действительно так, то с чем это может быть связано? Возможно, маркетологи обнаружили новый способ воздействия на наши эмоции, который пока недооценен?

Действительно, представления о роли ароматов в нашей жизни меняются. Сегодня многие крупные компании стремятся создать приятную атмосферу с помощью ароматизации, а больницы используют специальные запахи для противовоспалительного эффекта. Парфюмерная индустрия также активно развивается, и мужская косметика становится все более популярной, догоняя женскую. И это правильно, потому что важно задействовать все органы чувств во взаимодействии с миром – от осязания до обоняния. Это мощный инструмент, влияющий на физиологические процессы и интеллектуальные способности, а также на адаптацию к современной действительности.

Как вы оцениваете потенциал аромамаркетинга, и насколько эффективен такой метод продаж? 

Эта тема сейчас на самом деле актуальна, но еще только начинает развиваться. Вообще влияние ароматов на наши эмоции может быть как положительным, так и отрицательным. Ароматические вещества способны повышать давление, выводить из душевного равновесия и даже нарушать гормональный баланс. Поэтому для использования такого мощного инструмента, конечно же, необходимы знания профессионалов. Речь идет не только о физиологии, но и о психологии. Ведь если мы связываем определенные ароматы с негативными эмоциями, то при попадании в соответствующую обстановку человек будет испытывать стресс, который, в свою очередь, повлияет на его физиологию. Поэтому только при участии ученых и психологов аромамаркетинг сможет успешно развиваться и приносить хорошие результаты.

 

Мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии политикой конфиденциальности.

Да, хорошо