Обоняние – это коммуникация

Интервью с директором Института обоняния и ольфакторной патологии Константином Добрецовым

25.06.2024

Время чтения: 10 минут

III научно-практическая конференция с международным участием «Ольфакторная коммуникация в мире НБИКС-технологий»

Директор Института обоняния и ольфакторной патологии Константин Добрецов – о влиянии органов чувств на адаптационные возможности человека

Константин Григорьевич, уже достаточно давно ВОЗ официально заявила об окончании пандемии COVID-19, во время которой мы, наверное, впервые столкнулись с такими массовыми и серьёзными проблемами обоняния. Существуют ли сегодня другие факторы, так же негативно влияющие на обоняние. Возможно, мы просто их не замечаем?

Около 25% населения планеты сегодня страдает от нарушений обоняния. До 5% и вовсе имеют тяжёлые формы гипосмии или аносмии — полного отсутствия обоняния. А это ведь только в России 35–36 миллионов человек! 

Для сравнения проблемы со слухом, согласно официальным данным, встречаются у нас в стране гораздо реже, – только у 13 миллионов населения. 

При этом обоняние играет важную роль в жизни человека. В первую очередь, это безопасность. Благодаря этому чувству, мы, например, распознаём испорченные продукты, газы и другие химические вещества, способные привести к отравлениям. Также обоняние играет ключевую роль в пищеварении, создавая вкус пищи и запуская каскад биохимических реакций.

Обоняние, безусловно, важно и для коммуникации. Отмечу, что обонятельные рецепторы присутствуют даже на сперматозоидах, обеспечивая их репродуктивную функцию.

Так что функции обоняния значительны и очень важны. Без обоняния наша повседневность была бы значительно хуже и опаснее.

Какие патологии, связанные с обонянием, преобладают сейчас у людей: врождённые или приобретённые?

Исследования показывают, что примерно одна треть нарушений связана с врождёнными патологиями, а две трети развиваются уже в течение жизни. Однако определить точно, есть ли какие ольфакторные нарушения у новорожденных, достаточно сложно, для этого пока нет достоверных методов исследования.

Врождённые патологии могут быть вызваны как нарушениями развития структур органов обоняния, так и аутоимуминными расстройствами. Допустим,
синдрома Кальмана, при котором человек совершенно не чувствует запахи. Опять же точной статистики распространённости этих проблем сегодня ещё нет.

Становится ли проблема ольфакторных патологий острее со временем? В сравнении, например, с ситуацией лет 50 назад?

Есть ряд факторов, влияющих на нарушение обоняния. К ним относятся заболевания носа и различные дегенеративные процессы. В носовой полости могут возникать риносинуситы, риниты и вазомоторные риниты, вызывающие соответствующие симптомы. В то же время негативные изменения происходят и в головном мозге, допустим, при болезнях Альцгеймера и Паркинсона. Так как средняя продолжительность жизни растёт, то и эти болезни также распространяются всё больше.
В целом, раньше нарушения обоняния встречались всё же реже, сегодня ситуация отчетливо ухудшается.

Во время выступления на недавней конференции по адаптивному интеллекту вы отметили, что проблемы с обонянием могут привести к ментальным нарушениям, поскольку теряется один из способов взаимодействия с внешним миром. Как эти проявляется в поведении человека?

Расстройство обоняния — это проблема не только со здоровьем, но и с коммуникацией. Существует множество научных работ, подтверждающих, что ухудшение обоняния снижает качество общения человека в обществе в целом, и в семье и на работе, в частности. Оно может привести, например, к разрыву романтических отношений и снижению сексуальной удовлетворённости. Также есть тесная связь между нарушением обоняния и депрессией: исследования показывают, что ольфакторные патологии через определённый период времени — от пяти до десяти лет — вызывают депрессию. И наоборот, у людей с депрессией, но с нормальным обонянием, со временем развиваются заболевания подобного рода. Эта связь доказана на высоком уровне достоверности многочисленными научными работами.

Как ольфакторные нарушения влияют на адаптивный интеллект человека: способствуют развитию или, наоборот, затрудняют его?

III научно-практическая конференция с международным участием «Ольфакторная коммуникация в мире НБИКС-технологий»

Да, они влияют на интеллект, в том числе и на адаптивный. Возможно ли воздействие через обонятельный анализатор на адаптивность? Безусловно, да. В настоящее время мы совместно с Институтом адаптивного интеллекта проводим ряд исследований, направленных на изучение влияния ароматических продуктов на адаптивные способности человека, включая борьбу с тревогой и депрессией, а также их влияние на улучшение интуиции. В скором времени мы представим результаты нашей работы.

Возможно ли для человека с нарушениями обоняния каким-либо образом восстановить или активировать те области мозга, которые отвечают за эту функцию?

Восстановление функций необходимо, так как с возрастом происходят эволюционные физиологические изменения, связанные со старением организма. Мы теряем остроту слуха, зрения и обоняния. Экологические вызовы – загрязнение воздуха, испорченные продукты питания, агрессивная внешняя среда – становятся всё более актуальными.
С возрастом в целом увеличивается число рисков и вызовов для организма. 

Поэтому важно заботиться о здоровье с молодости. Существуют различные методики восстановления функций после вирусных инфекций и воспалительных процессов. В ряде случаев проводятся операции для улучшения доступа к одорантам или воздействие слабым электрическим импульсом на обонятельный мозг, так называемая ТЭС-терапия.  Можно и просто регулярно проводить обонятельные тренировки с использованием эфирных масел.

Как вы считаете, почему исторически проблемам нарушения слуха и зрения уделялось больше внимания в медицине, чем расстройствам обоняния?

Роль обоняния как органа чувств у человека в процессе эволюции снижалась, однако оно всё ещё имеет важное значение для человека.Так, у млекопитающих насчитывается около 1500 рецепторов, отвечающих за обонятельный нерв, у людей — около 1000. Причем более половины из них неактивны. Однако недавняя пандемия напомнила про важность обоняния для нас. Поскольку штаммы вирусов воздействовали на обонятельный эпителий в носу и обонятельные луковицы в головном мозге, у некоторых людей оно не восстановилось полностью и по сей день. Масштаб проблемы привлек внимание к этому каналу связи с миром и заставил в целом задуматься о роли обоняния. Количество публикаций об ольфакторных проблемах в профессиональных источниках в 2019–2020 годах возросло в 10 раз.

Совместно с Институтом Адаптивного Интеллекта сейчас мы проводим исследования, мастер-классы и семинары, чтобы популяризировать изучение этой темы.

Кажется, что именно в последние годы роль обоняния в жизни современного человека растёт, например, заметен рост рынка ароматических товаров. Если это действительно так, то с чем это может быть связано? Возможно, маркетологи обнаружили новый способ воздействия на наши эмоции, который пока недооценён?

Действительно, представления о роли ароматов в нашей жизни меняются. Сегодня многие крупные компании стремятся создать приятную атмосферу в своих офисах с помощью ароматизации, а больницы используют специальные запахи для противовоспалительного эффекта. Парфюмерная индустрия также активно развивается, и мужская косметика становится всё более популярной, догоняя женскую. И это правильно, потому что важно задействовать все органы чувств во взаимодействии с миром — от осязания до обоняния. Это мощный инструмент, влияющий на физиологические процессы и интеллектуальные способности, а также на адаптацию к современной действительности.

Как вы оцениваете потенциал аромамаркетинга, и насколько действительно эффективен такой метод продаж? 

Эта тема сейчас на самом деле актуальна, но ещё только начинает развиваться. Вообще влияние ароматов на наши эмоции может быть как положительным, так и отрицательным. Ароматические вещества способны повышать давление, выводить нас из душевного равновесия и даже нарушать гормональный баланс. Поэтому для использования такого мощного инструмента, конечно же, необходимы знания профессионалов. Речь идёт не только о физиологии, но и о психологии. Ведь если мы связываем определённые ароматы с негативными эмоциями, то при попадании в соответствующую обстановку человек будет испытывать стресс, который, в свою очередь, повлияет на его физиологию. Поэтому только при участии учёных и психологов аромамаркетинг сможет успешно развиваться и приносить хорошие результаты.

 

Мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии политикой конфиденциальности.

Да, хорошо