Что такое адаптивное обучение, и почему образовательные эксперты предсказывают ему большое будущее

Редакция AQ Institute

Автор

12.07.2024

Время чтения: 15 минут

В 1907 году одиннадцатилетний мальчик по имени Жан, член Невшательского кружка юных натуралистов, опубликовал свою первую научную работу – страничку с отчетом о наблюдениях за воробьем-альбиносом.

Так началась карьера выдающегося ученого, швейцарского психолога и философа Жана Пиаже, создателя теории когнитивного развития. Обладавший огромной познавательной энергией, Пиаже был первым психологом, глубоко исследовавшим интеллектуальные способности и законы, по которым у человека развивается процесс познания. Почти сто лет назад он отметил свойство человеческого мозга, которое, согласно оценкам современных ученых, является ключевым для проживания яркой, интересной и успешной жизни. Это свойство – адаптивность.

Адаптивный интеллект

Английский натуралист Чарльз Дарвин, один из авторов теории эволюции, говорил, что выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям.

Сегодня человечеству хорошо знакомы понятия IQ (ментальный интеллект) и EQ (эмоциональный интеллект). На протяжении многих лет ученые пытались вывести формулу успешной жизни, ориентируясь на характеристики IQ и EQ. Однако сейчас человечество подошло к такой точке своего развития, в которой стало очевидно: этого недостаточно. Умение анализировать и логически думать, разбираться в эмоциях приносят мало пользы без подключения навыков AQ – адаптивного интеллекта.

Адаптивный интеллект – это способность быстро и без лишних переживаний подстраиваться под меняющиеся обстоятельства, создавая и осваивая новые шаблоны поведения. Это пластичность нашего мозга, позволяющая ему постигать новый опыт и находить нестандартные решения. Именно AQ является залогом успешного развития.

Адаптивность заложена в каждом из нас. Любой ребенок, появляющийся на свет, вынужден приспосабливаться к миру, изучать его, расширять сферу своих интересов и возможностей. Взрослый человек, сохранивший и развивший в себе навыки адаптивности, может достигать невероятных вершин. Если обратиться к биографиям известных людей, можно увидеть, что, несмотря на разницу времен и мировоззрений, их объединяет умение находить или даже создавать свой собственный выход там, где другие видят тупик.

Так, например, предприниматель Сергей Галицкий, один из богатейших людей России, сумел основать сеть магазинов «Магнит» именно благодаря навыкам AQ. На момент основания сети рынок уже был плотно занят крупными иностранными компаниями, состязание с которыми потребовало бы огромных ресурсов, которых у Галицкого просто не было. Бизнесмен пошел по другому пути: в небольших городах он начал открывать компактные магазины шаговой доступности с ценами ниже рыночных. Расчет оказался верным – людям пришлись по душе магазины, где можно было купить все самое необходимое без переплаты и не тратить время на поездку в большой супермаркет. В результате из небольшой сети в 30 магазинов «Магнит» вырос в крупнейший бизнес, охватывающий почти всю Россию.

К сожалению, нормы воспитания, принятые во времена наших мам и бабушек, а также несовершенство образовательной системы часто приводят к тому, что врожденные навыки адаптивности не только не развиваются, но даже подавляются и блокируются. Ведь адаптивность – это прежде всего любовь к переменам, а чрезмерная активность и любознательность ребенка еще совсем недавно считались отрицательными качествами, так как мешали ему быть «хорошим», то есть слушаться, проявлять минимум инициативы и делать так, как требуют взрослые.

К счастью, современные взгляды на развитие и обучение в корне меняются. Сегодняшнее понимание человеческой психологии и развитие технологического прогресса привели к тому, что на смену усредненной системе, направленной на заучивание данных, приходит адаптивное обучение – гибкая образовательная система, позволяющая выявить таланты и способности и сделать образовательный процесс максимально индивидуализированным.

Тренды в обучении

Немецкий психолог Герд Гигеренцер, директор отдела «Адаптивное поведение и познание» в Институте человеческого развития Общества Макса Планка, говорит, что адаптивность рождается из связи ума и окружающей среды.

Это мнение хорошо подтверждается современными трендами в обучении:

1. Доступность. Еще совсем недавно процесс обучения подразумевал участие в учебной программе, предоставляющей фиксированную совокупность знаний и ограниченное количество их источников, а само обучение было жестко привязано к месту – школе, институту.

Сейчас существует огромное количество источников обучения, доступ к которым обеспечивается технологиями. Для получения нужных знаний на первое место вышел личный интерес и желание. Получать контент можно в удобном для себя формате, месте и времени.

2. Учителя можно выбирать. Развитие цифровой культуры приводит нас к тому, что мы можем получать знания от разных людей в зависимости от того, какие требуются компетенции и опыт. Это может быть преподаватель, репетитор, наставник, эксперт. Подобный подход позволяет хорошо совмещать теорию с практикой и расширяет кругозор за счет изучения разных точек зрения.

3. Персонификация. Мы приходим в образовательный процесс с разным уровнем знаний, интересов и мотивации. Раньше мы были вынуждены подстраиваться под единую систему и терять часть пользы. Сейчас система начинает подстраиваться под нас, предлагая варианты, способные максимально соответствовать индивидуальным потребностям по форме обучения, уровню его сложности и глубине погружения в тему.

4. Сетевое обучение. Обучение в классе, группе или на курсе, ограниченное во времени и пространстве и вращающееся вокруг одного человека, являющегося источником знаний, трансформируется в сетевую структуру, в которой люди собираются на основании общих интересов, а сам процесс получения знаний не ограничен временем суток и зависит только от личного желания. Это коллективный и добровольный процесс, в основе которого лежат схожие потребности в познании.

5. Повсеместное обучение. Обучение в составе группы останется как один из форматов, так как оно позволяет получать поддержку, вдохновение и мотивацию. При этом уже сейчас мы наблюдаем, что сама группа может располагаться как на территории класса или в аудитории, так и в общественных пространствах: библиотеках, коворкингах или кафе, – а также в цифровых сообществах в онлайн-формате.

Все это подводит нас к принципиально новому подходу в процессе получения знаний. Он должен сочетать в себе широкие возможности по выбору источника знаний и формата контента и учету индивидуальных особенностей и потребностей. Такой подход уже применяется передовыми образовательными организациями и бизнес-структурами и носит название «адаптивное обучение».

Адаптивное обучение

Задача адаптивного обучения – в режиме реального времени подстраиваться под познавательные возможности каждого ученика, определяя и развивая его способности и таланты. Оно осуществляется с применением возможностей генеративных ИИ, позволяющих собирать и анализировать множество данных о каждом ученике и формулировать для него персональный трек.

Для учителей и наставников это инструмент, дающий возможность эффективнее управлять процессом познания и получать актуальную и полную обратную связь, помогающую отслеживать, насколько успешно ученики осваивают материал. Помимо наставника или учителя, каждый ученик может получать персонального ИИ-помощника, способного объяснить сложные темы простыми словами или предложить дополнительный, в том числе игровой, контент, позволяющий поддерживать интерес к обучению и способствующий лучшему запоминанию.

У адаптивного обучения широкий спектр применения:

  • Классическое образование, при  котором адаптивные технологии используются для индивидуализации образовательного процесса;
  • Бизнес-обучение, проводимое компаниями для развития навыков своих сотрудников. Помогает осваивать новые технологии, процессы, продукты и услуги, а также развивать мягкие навыки, такие как коммуникация, лидерство и управление проектами.
  • IT. В сфере информационных технологий используется для обучения сотрудников новым программным продуктам, языкам программирования и техническим навыкам.
  • Медицина. Применяется для обучения медперсонала новым методам лечения, процедурам и медицинским технологиям. Это помогает повысить качество медицинской помощи и улучшить результаты лечения.
  • Фитнес и спорт. Применяется для обучения людей с разным уровнем физической подготовки и способностей. Например, персональные тренировки помогают достигать лучших результатов и избегать травм.

Платформа Skill2Go опубликовала данные исследования «Рейтинг навыков 2024», согласно которому развитие и обучаемость входят в топ-10 навыков, которые работодатели указывают в вакансиях, относящихся практически к любой сфере деятельности. Сегодня рабочая деятельность – это среда, где требуется постоянное совершенствование знаний, освоение технологий, а также личностный рост.

Образовательные платформы активно подстраиваются под тренд адаптивного обучения, предлагая широкий спектр курсов и программ. Например, такие поставщики EdTech-услуг, как Stepik, Coursera, Skillbox, GeekBrains, Netology и многие другие, используют различные технологии: алгоритмы машинного обучения, анализ данных и персонализированные рекомендации, позволяющие учащимся развивать свои навыки и компетенции в соответствии с индивидуальными потребностями и темпом обучения.

Не отстает в этом плане и бизнес. Современные компании, открывшие образовательные университеты на собственной базе, такие как Сбер, Газпром, Росатом, Роснефть, Mail.ru Group и Kaspersky Lab, активно используют адаптивное обучение для развития своих сотрудников и обеспечения их готовности к изменяющимся требованиям рынка и технологий. Они предлагают различные форматы и методы обучения, включая онлайн-курсы, тренинги, мастер-классы и другие современные подходы к обучению.

Мнения экспертов об адаптивном обучении

Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, профессиональный репетитор по русскому языку и литературе.

Идея адаптивного обучения возникла в США в эпоху кибернетического бума, еще на рубеже 1950-1960-х годов, однако очень скоро одним из лидеров технологии стал СССР. В 1970-х в советской начальной школе велись эксперименты по алгоритмизованному обучению математике, однако уроки по этой системе требовали от учителя высокого уровня педагогического мастерства и поэтому не получили широкого распространения. Книга одного из пионеров алгоритмизации в обучении Льва Ланды «Умение думать. Как ему учить?», изданная в 1975 году, до сих пор не потеряла своей актуальности.

Адаптивное обучение с использованием компьютерных технологий, рассчитанное на массовое обучение, воспроизводит эффект индивидуального подхода и тем самым позволяет сделать образовательный процесс более привлекательным для тех, кто ранее не мог себе позволить личного преподавателя высокой квалификации.

Кроме того, адаптивное обучение можно совмещать и с традиционными формами обучения – посещением лекций, чтением учебников. Оно может быть и основным, и вспомогательным средством, и это тоже проявление индивидуального подхода.

Валерия Ханчас, ведущий преподаватель иврита в Тель-Авивском колледже, Израиль.

Каждый студент учится по-своему, от разного темпа до разного стиля обучения. Задавая правильный вопрос в нужное время, можно проследить путь каждого ребенка и помочь ему добиться успеха.

Платформы адаптивного обучения на базе искусственного интеллекта могут оценивать сильные и слабые стороны и стили обучения отдельных учащихся, корректируя образовательный контент и его темп в соответствии с конкретными потребностями учащихся. Такой индивидуальный подход не только улучшит вовлеченность учащихся, но и максимизирует понимание и запоминание материала, способствуя более эффективному процессу обучения.

Преподаватели могут использовать информацию, полученную с помощью искусственного интеллекта, чтобы понять тенденции успеваемости учащихся, определить области для улучшения и разработать целевые меры, тем самым оптимизируя свои стратегии обучения.

Татьяна Федорова, руководитель АО «Академия Спец».

Массовое обучение малоэффективно, имеет низкий КПД и результативность. Программу полностью осваивает лишь малый процент учеников. Остальные знают в лучшем случае 70 % материала, практикуют слабо и без интереса, в итоге эффективность обучения очень низкая. При адаптивном же обучении растет скорость освоения материалов, а также в разы увеличивается эффективность и профессионализм. В любой момент можно приостановить обучение, перейти на другую форму или тему, добрать необходимую информацию и практику, чтобы продвинуться дальше.

Особенность адаптивного обучения заключается в том, что его сложно встроить в какую-то систему из-за дороговизны, ведь для одного ученика требуется один преподаватель. 

Уверена, что у адаптивного обучения большое будущее. Нашему миру требуются профессионалы, которые могут выдавать в любой отрасли и направлении нечто уникальное. Если мы хотим получить уникальный продукт, у нас должен быть уникальный человек с уникальной подготовкой. Обеспечить такую подготовку способно только адаптивное обучение. 

 Владислав Ардан, основатель проекта «Россия без двоек».

Адаптивное обучение может применяться как при обучении в школе или вузе, так и при профессиональной переподготовке или корпоративном обучении.

Преимущества очевидны: так как программа адаптирована под индивидуальные особенности обучающегося, она усваивается эффективнее и быстрее. Получение индивидуальной обратной связи повышает заинтересованность и мотивацию, что также влияет на эффективность обучения.

Осознанные родители, которые ответственно подходят к развитию своих детей, действительно могут воспользоваться этим инструментом. В руках таких людей он несомненно принесет огромную пользу ребенку и позволит ему стать более успешным в жизни.

Почему адаптивное обучение пока не может внедряться повсеместно?

В России его пытаются внедрить по западному образцу, как это было с ЕГЭ. Результат мы видим: пытаясь встроить этот инструмент оценки знаний в неподходящую для него жесткую конструкцию российской системы образования, мы стали ронять качество обучения.

То же самое может случиться и с адаптивным обучением. Для успешного внедрения этого метода требуется основа в виде крепкого фундаментального образования и обязательно – гибкость системы.

 

Александр Ковшов, руководитель языкового проекта Friendly English, наставник.

Об адаптивном обучении говорили еще Сократ и Платон, работая со своими учениками и добиваясь потрясающих результатов. В современном мире адаптивному подходу уделяли большое внимание американские исследователи и советские академики.

Его суть состоит в том, чтобы построить процесс обучения вокруг конкретного ученика, а не наоборот. Очевидно, что когда темп подачи материала комфортный, задания понятные и интересные, да и вообще, центральной частью процесса обучения становится именно ученик, результаты не заставят себя долго ждать. Доказано, что такой метод не только кратно повышает эффективность изучения материала, но и помогает значительно ускорить этот процесс.

Александра Веретено, ученый-практик, архитектор брендов, эксперт по нейросетям, руководитель нейроагентства NeuroBusiness_VRTN.

Адаптивное обучение обеспечивает индивидуализацию, гибкость, обратную связь в реальном времени и эффективность. Учащиеся могут учиться в своем собственном темпе, что делает обучение менее стрессовым и более эффективным. Благодаря непрерывной оценке прогресса учащихся, адаптивные системы могут предоставлять мгновенную обратную связь и помощь. Учитывая быстрое развитие технологий и акцент на индивидуальном подходе в образовании, адаптивное обучение, вероятно, станет еще более распространенным и важным элементом образовательных систем в будущем.

Александр Иванов, сооснователь образовательного стартапа, агрегатор онлайн-курсов Skill2Go.

Рынок уже готов к адаптивному обучению, именно поэтому популярны онлайн-курсы. Студенты хотят учиться, но там, где учитываются их индивидуальные потребности. С помощью адаптивности они смогут это получить, особенно с развитием искусственного интеллекта и ML. Такая система позволит быстрее усваивать материал и, главное, повысит мотивацию к обучению у тех, кто «отстает» от общей программы.

Нет причин, чтобы данная технология не стала стандартом. Государство заинтересовано в образованных и думающих гражданах. Вопрос лишь во времени, когда это произойдет.

Заключение

Резюмируя сказанное, можно отметить, что адаптивное обучение играет важную роль в современном образовании и профессиональном развитии. Оно способствует индивидуализации обучения и улучшению его результатов, позволяет учащимся и сотрудникам быстро адаптироваться к новым требованиям и технологиям, сохранять конкурентоспособность и быть готовыми к изменениям.

Методология обучения, в основу которой заложены принципы AQ, – это новый этап развития познавательного процесса. Погружаясь в него, каждый ученик получает возможность развиваться, сохраняя свою уникальность, благодаря которой он может наилучшим образом выстраивать жизнь и менять мир вокруг себя. 

Фото: Ben White on Unsplash и Kenny Eliason on Unsplash

Мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии политикой конфиденциальности.

Да, хорошо