Культурный конструкт «удача» развивался на протяжении истории человечества, меняясь вместе с ним и включая в себя такие ценности как благополучие, счастье, успех, слава, богатство, процветание, умение адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Во всех мифологиях мира присутствует фигура высшей силы, бога или богов, косвенно или напрямую связанная с дарованием удачи или неудачи человеку (Мойра, Ананке, Тюхе, Кайрос, Фортуна, Велес, Эбису, Дайкоку, Лакшми, Таранис, Фу-син).
Сложился целый комплекс представлений и ментальных установок на то, что значит быть удачливым, как им быть, какие инструменты необходимо задействовать, какие психические ресурсы работают на удачу. Этот комплекс представлений можно назвать мифологией удачи. Несмотря на то, что способы подготовки и удержания удачи мыслились по-разному, удача всегда обладала положительной коннотацией, входя в одно семантическое поле с успехом, счастьем, везением [Харитонова, Царегородцева 2015; Кузнецова 2013]. Сложился широкий спектр жизненных сценариев получения удачи – от родоплеменного покорного принятия неотвратимой судьбы, ее благословения или проклятия, до воспитания в себе качеств, делающих удачу естественным следствием рационального, системного мышления и каждодневного труда [Фрэнк 2019; Печенова 2019].
Сегодня, в контексте кризиса рационализма, возрастающей неопределенности и неустойчивости усложняются задачи человеческой адаптации и необходимость разработать более гибкие технологии, приводящие к удаче как достижению жизненных благ и лично для себя ощущаемого благополучия (успеха). Взгляд Роберта Дж. Стернберга, специалиста по тестированию интеллекта, помогает уточнить представления о том, какие новые качества необходимо развивать человечеству, чтобы ответить на вызовы XXI века [Sternberg 2012; 2019]. Он вводит в определение адаптивного интеллекта практическую ориентированность, успешность и выгоду, т. е. высокую результативность.
Автор считает неотделимым от адаптивного интеллекта мудрость, которая в мифе об удаче реализуется в идее избранности, ответственности, высоких моральных качеств, при потере которых человек теряет и удачу.
Изучая адаптивные возможности человека в условиях повышенного риска (например, военная служба, спорт, осложненная беременность), психологи рассматривают удачу как функцию от базисных личностных установок, порождающих адаптивные силы человека и умение найти успешную стратегию в кризисной ситуации [Алишев, Атагунов 2018; Филоненко 2010 и пр.]. Математики, изучая удачу и случайность как вероятность, обращаются к психологической теории когнитивных искажений [Млодинов 2021]. Таким образом, совладание с миром в его многовариантности лежит в плоскости человеческой психики, ее восприятия человеком и настройки. В этом свете удача производна от системы ментальных и поведенческих установок и правил, позволяющих «привлечь» удачу – по сути породить ее.
Работа мифа об удаче состоит в балансировке непредсказуемости в момент острой ситуации риска, когда не работают прогнозы и сложившиеся схемы. Обращение к архаике (через мифы и состояния) помогает в поиске жизнеутверждающей силы, способной усилить адаптивный интеллект человека, но уже не как пассивного и безответственного объекта судьбы и случая, а делающего ответственный выбор, одновременно гибкий и расчетливый. В.Н. Топоров, изучая древнюю иранскую мифологию, замечает, что верховный бог Мазда, с помощью мудрости достигающий «процветания, успеха, удачи», связывает «верх и низ, правое и левое, переводя низшее в высшее, зло в добро», совершает медиацию «противопоставленных друг другу крайностей - телесного, материального низа и духовного, мыслительного верха, материальное, отрицательное, грешное преобразуется в духовное, положительное, моральное» [Топоров, с. 88].
Человечество всегда нарабатывало способы интеллектуальной адаптации, и сегодня необходимо развивать адаптивный интеллект, инструментальное обеспечение удачливости, доведенное до автоматизма, до мастерства. Адаптивный интеллект – это изобретательность, находчивость, смекалка и умения, проявленные при решении жизненно острых задач [Гут, с.54]. Он составляет ядро технологии удачливости (достижений удачливого человека), объединяя набор приемов, повышающих вероятность удачных событий.
Целенаправленная психотехническая работа на уровне мифа (доступ к энергии архаики), личностных установок (смыслодизайн удачи) и технологии удачливости (с адаптивным интеллектом в ядре) позволяет повысить вероятность казалось бы случайных (при этом счастливых) событий. Подобно тому как интуиция есть свернутый опыт, так и удача есть эффект работы автоматизированного адаптивного интеллекта, как программно заданная опция по умолчанию.
Библиографический список
- Sternberg, R.J. (2012). The theory of successful intelligence. In Cambridge Handbook of Intelligence, 2nd ed.; Cambridge University Press: New York, NY, USA.
- Sternberg, R.J. A Theory of Adaptive Intelligence and Its Relation to General Intelligence. 7 (4). October 2019. Journal of Intelligence.
- Алишев Б.С., Атагунов Р.И. Сравнительный анализ особенностей образа мира российских студентов и военнослужащих // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2018, Т. 160, кн. 4. С. 984–997.
- Гут В.В. Адаптивный интеллект: опыт феноменологической настройки определения // Научное мнение: Педагогические, психологические и философские науки. 2023, № 6. С. 47-57.
- Кузнецова Я.Ю. Ментальная структура «Удача – неудача» в русской и итальянской языковых картинах мира // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (12). С. 110–119.
- Млодинов Л. (Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью. М.: Livebook/Гаятри, 2010. 352 с.
- Печенова Е.А. Оценка эффективности управления инвестиционным портфелем // Московский экономический журнал. 2019. № 6. DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16028.
- Топоров B.H. Мазда // Мифы народов мира. Т.2. М., 1994. С. 88–89.
- Филоненко А.Л. Базисные убеждения, особенности состояния и переживания беременных женщин // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 14–20.
- Фрэнк Р. Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии. М.: Изд. дом «Высшей школы экономики», 2019. 224 с.
- Харитонова О.В., Царегородцева Е.О. Концепт «успех» в русской и американской лингвокультурах // Национальная ассоциация ученых. 2015. № IV (9). С. 166–168.