Искусственный интеллект меняет мир, и новости о технологических прорывах появляются каждый день. Готово ли человечество к будущему, где автоматизация изменит рынок труда? Хватит ли у людей творческого потенциала, чтобы адаптироваться к новой реальности? Эти вопросы эксперты обсудили на III Международном форуме The Trends, посвященном новейшим трендам и технологиям.
Мероприятие проходило в Москве 13-14 ноября 2024 года. Более 100 ведущих экспертов из разных областей обсудили развитие и применение искусственного интеллекта, включая прогресс технологий за последние два года (от генеративного к интерактивному ИИ) и контроль над ними, новые направления в обучении и возможность «интеллектуального взрыва». И именно человеческий талант остается движущей силой технологического прогресса, несмотря на его стремительное развитие.
Андрей Даудрих, директор департамента социальных исследований ВЦИОМ, рассказал об отношении россиян к цифровизации. По его мнению, одна из ключевых проблем — опасения за интеллектуальную деградацию в связи с развитием ИИ. Этот риск занимает второе место в списке общественных тревог. Данный факт подчеркивает необходимость изменения системы образования и внедрения новых методологических принципов, ориентированных на глубокое понимание человеческой психики.
Сохранить роль человека в цифровом будущем — главная задача исследовательских команд Института Адаптивного Интеллекта. Валерия Чертовикова, генеральный директор Black Square и ассоциированный образовательный партнер Института, рассказала, почему важно укреплять ментальное здоровье как в повседневной жизни, так и в процессе обучения, и какую роль в цифровом образовании играет адаптивный интеллект.
«Искусственный интеллект может помочь нам расставить приоритеты, оценивая релевантность и полезность информации для конкретного человека в конкретный момент, — отметила Валерия Чертовикова. — Однако знание психологии и понимание себя остаются важной частью личностного развития даже при узкой специализации. Знания эффективно усваиваются и превращаются в навыки только через социальное взаимодействие, в процессе совместной деятельности. Поэтому в обучении важно использовать технологии в качестве партнеров, сочетая их с живым общением, где преподаватель выступает теперь уже не лектором, а наставником и ментором студента».
Современные цифровые технологии позволяют учиться постоянно, обновляя знания и навыки каждые 3-5 лет, а иногда и ежемесячно. Легкий доступ к информации создает новые проблемы: когнитивные искажения, эмоциональное выгорание и информационную перегрузку. Поэтому необходим переход к гибкой и персонализированной модели обучения, направленной на развитие компетенций и практических навыков.
В эпоху доступности информации ее пассивное потребление неэффективно. В образовании наблюдается растущий тренд «бутиковости»: общение с преподавателем становится все более ценным. Знания оттачиваются через диалог, совместную работу и обмен опытом. Именно поэтому современное образование сосредоточено на формировании сообществ и развитии навыков взаимодействия.
Форум The Trends подтвердил, что в центре технологической революции остается человек. Развитие адаптивного интеллекта и осмысленное использование технологий не просто полезный навык, а необходимое условие успеха в эпоху цифровой трансформации.