Слово «токсичный» означает «ядовитый, отравляющий». В качестве термина, описывающего взаимоотношения людей, его впервые применила Лилиан Гласс.
Как человеческий организм борется с ядом, так и наша психика отвечает на нездоровое общение раздражением, болью, непринятием и страданиями. Тем не менее, иногда нам приходится проводить много времени бок о бок с токсичными людьми или выдерживать провоцирующего руководителя. Умение вовремя распознать признаки недобросовестного отношения, защитить себя и правильно выстроить общение позволяет не только снизить уровень неприятных ощущений, но и добиться собственного личностного роста.
Признаки токсичности
Люди склонны прятать неприглядные свойства своей натуры, поэтому не всегда токсичность можно быстро распознать. Понять, что с собеседником что-то не так, можно, проанализировав своё состояние во время общения. Если в ходе разговора появляются злость, обида, растерянность, разочарование и неудовлетворённость собой или своей работой, то надо насторожиться, так как это признаки ядовитого общения.
Токсичные люди стремятся играть чувствами окружающих, драматизировать и пытаться быть в центре внимания, манипулировать, искажать факты, обесценивать и плести интриги.
Как это проявляется:
- Жалобы. Токсичный коллега винит в своих бедах руководителя, сотрудников, слишком сложные обязанности. Он страдает от близких людей, соседей, плохой погоды, цен в магазинах, государственной политики.
- Ехидство. Человек позволяет себе обидные шутки и насмешки.
- Навязчивость. Сотрудник тратит наше время, игнорируя тот факт, что у нас есть свои обязанности.
- Высокомерие. Токсичные люди склонны не замечать своих ошибок, а если им указывают на них, то они проявляют агрессию и выражают обиду. При этом чужие ошибки с радостью будут выставлены ими на всеобщее обозрение.
- Эгоцентризм. Собственные успехи токсик готов превозносить до небес, а чужие – не замечать и обесценивать.
Распознать токсичного руководителя можно по тому, как он переходит на личности, позволяет себе оскорбить другого, причём делает это перед лицом всего коллектива. Чтобы добиваться своих целей, может манипулировать, грозить увольнением или лишением премии. К чужой работе относится с пренебрежением, склонен
к обесцениванию, чрезмерному контролю и стремится подчеркнуть свою значимость за счëт подчиненных.
Как противостоять токсичным коллегам?
Психолог и социолог Шахида Араби в бестселлере «Токсичные люди» отмечает, что они ищут общения с эмоциональными и эмпатичными людьми, которыми проще манипулировать, а их границы легче продавить.
Чтобы свести к минимуму негативные последствия от общения с токсичным коллегой, можно следовать нескольким рекомендациям.
Психотерапевт Хамид Пезешкиан в книге «Психовампиры» пишет:
Нас угнетают не ситуации и не люди, а наше к ним отношение. Ситуация всегда воспринимается как стрессовая и утомительная, когда возникает ощущение, что нами манипулируют
Токсичные люди теряют интерес к тем, кто не даёт им ожидаемого эмоционального отклика, поэтому стоит сохранять спокойствие.
Дистанцироваться. Профессор менеджмента в Университете Центральной Флориды, доктор философии Шеннно Тейлор с коллегами провёл эксперимент. Его результаты показали, что сотрудники, подвергавшиеся прессингу со стороны начальства, но выстроившие правильную дистанцию, впоследствии сами сумели создать дружелюбные отношения со своими подчинёнными.
Токсичный коллега старается втянуть нас в общение, в котором ему комфортно, не считаясь при этом с нашими интересами. В такой ситуации важно сконцентрироваться исключительно на решении задачи, указать на то, что не можем тратить время на посторонние разговоры. Не стоит бояться, что собеседник обидится, ведь обида в данном случае – это попытка манипуляции чувством вины. Можно использовать технику «заезженной пластинки»: соглашаться с манипулятором, используя один и тот же ключ и примерно одинаковые фразы. Нужно научиться уходить из отношений, не вступая в прямое столкновение, выстроить границы .
И, наконец, необходимо научиться разрушать шаблоны ожидаемого поведения, зная свои алгоритмы и умея их перестраивать.
Повышению уровня комфорта в общении с токсичными коллегами способствует развитие эмоционального интеллекта. Умение разбираться в мотивации других людей помогает вовремя замечать недобросовестное поведение и максимально экологично на него реагировать.
Стоит поискать единомышленников в коллективе и договориться оказывать друг другу поддержку. Токсичный сотрудник вынужден будет отступить: справиться с несколькими оппонентами всегда сложнее, чем с одним.
Совершенствование своих профессиональных навыков помогает завоевать авторитет в коллективе и перед руководством. Ценного сотрудника, как правило, стараются не задевать, так как сослуживцы полагают, что начальник встанет на его сторону и не будет предпринимать действия, из-за которых может потерять профессионала.
Евгений Доценко в книге «Не будь попугаем» пишет:
Люди с высоким адаптационным интеллектом легче проходят нездоровые отношения и не теряют себя. Ваша задача — относиться к токсичным людям философски, от них никуда не денешься, но нужно уметь избегать их или выходить из отношений с ними, не потеряв себя. Обязательно стоит изучать нарциссов, психопатов, токсичных людей — тогда вы будете знать, что делать, если столкнётесь с ними. Вы больше в безопасности, если больше понимаете процессы в таких отношениях
Стоит помнить, что не всегда токсичность – это сознательное желание причинять неприятности окружающим. Люди могут быть токсичными из-за серьёзных личных переживаний, плохого самочувствия или попросту из-за неумения общаться по-другому.
Умение оставаться невозмутимым, защищать свои границы и разбираться в человеческом поведении позволяет выстроить приемлемые отношения даже с очень сложными и неприятными людьми. Кроме того, именно такие люди дают нам возможность увидеть собственные слабые стороны, укрепить их и стать более цельной и уверенной в себе личностью.
Материал по теме Стресс на работе