Профессор когнитивной и поведенческой неврологии Экстерского университета в Англии, почетный научный сотрудник Эдинбургского университета в Шотландии невролог Адам Земан, который ввел понятие «афантазия» для описания этого явления в 2015 году, опубликовал статью, резюмирующую основные исследования афантазии за десять лет. Приведенные в нем данные говорят о том, что люди, у которых не получается «увидеть картинку» в воображении, с меньшей вероятностью запомнят детали важных личных событий из прошлого. Им также может быть сложно узнавать лица.
«Разговаривать с такими людьми увлекательно. Мы склонны думать, что зрительное восприятие, его концептуализация и процессы запоминания одинаковы для всех. Ничто не может быть дальше от истины, — говорит Паоло Бартоломео, невролог и исследователь Парижского института мозга. — Афантазики не могут мысленно представить, как выглядят их родители, друзья или партнеры, когда их нет дома. Но они все еще могут описать физические характеристики близких».
Трудности с визуализацией не ограничиваются только зрительным рядом. Оказывается, те, кто не может вызвать в памяти визуальные образы, испытывают сложности и с другими видами воображения. Например, им трудно представить мелодию.
Ученые Бургундского университета также обнаружили доказательства связи между способностью человека создавать мысленные образы и активностью его мозга.
Исследователи сравнивали мозговую активность людей с афантазией и без нее во время выполнения заданий, связанных с двигательным моделированием. Двигательное моделирование — это процесс, при котором мозг симулирует реальные или воображаемые движения. Обычно во время него наблюдается повышенная активность в определенных областях мозга.
Участники с афантазией продемонстрировали заметно сниженную активность мозга в ключевых областях, ответственных за двигательное моделирование, в сравнении с контрольной группой, способной к визуализации. Это открытие указывает на то, что афантазия может быть связана не просто с трудностями в представлении образов, но и с различиями в функционировании мозга на более глубоком уровне.
Профессор Бургундского университета Флоран Лебон прокомментировал результаты исследования изданию PsyPost:
Мы обнаружили, что некоторые люди с афантазией не способны ни визуализировать, ни чувствовать движение (полная афантазия), в то время как другие чувствуют движение, но не могут его визуализировать. Следовательно, это состояние может влиять как на конкретные, так и полностью на все сенсомоторные модальности. Пока нет никаких доказательств, объясняющих эти различия.
Научный сотрудник Университетского колледжа Лондона Надин Дейкстра объясняет:
Процесс создания мозгом ментальных образов можно описать как обратное восприятие. Когда мы воспринимаем что-то перед собой, мы пытаемся извлечь смысл из изображения.
Электромагнитные волны попадают в наши глаза, преобразуются в нейронные сигналы, а затем передаются в заднюю часть мозга, где они обрабатываются в зрительной коре. Затем информация перемещается в переднюю часть мозга, в области памяти или семантики. В итоге этот процесс завершается тем, что мы понимаем, что смотрим на кошку или чашку кофе.
Надин Дейкстра говорит:
Во время работы воображения мы, по сути, делаем все наоборот. Мы начинаем с того, что знаем, что именно хотим представить, например, кошку. Затем информация течет из памяти и семантических областей мозга в зрительную кору, где изображение и создается. Однако это всего лишь рабочая модель зрительного воображения. Многое еще неизвестно об этом процессе, например, где именно начинается ментальное воображение, и какова точная роль зрительной коры. У афантастиков эта модель дает сбой.
Афантазия — это не болезнь, а иной способ познания мира
Цзянхао Лю и Паоло Бартоломео из Парижского института мозга, опираясь на свои исследования, утверждают, что люди с афантазией показывают эквивалентные другим людям результаты в плане восприятия и способности ассоциировать понятие с его представлением.
Они с той же скоростью отвечают на вопросы, требующие абстрактного мышления. Это говорит о том, что замедленная обработка визуальной информации — это не дефект интеллекта, а скорее особенность восприятия.
Паоло Бартоломео утверждает:
Афантастики прекрасно воспринимают элементы реальности и не имеют проблем с памятью и языковой обработкой. Мы считаем, что их особенность связана с небольшим дефектом «феноменального сознания». То есть они имеют доступ к информации о формах, цветах и пространственных отношениях, но эта визуальная информация не превращается в зрительный образ. Их мозг медленнее анализирует формы и цвета, кроме того, они менее уверены в точности своих ответов, касающихся визуальной информации.
Группа ученых под руководством доцента кафедры психологии Чикагского университета Вильмы Бейнбридж в 2020 году провела эксперимент, в котором просила людей с афантазией и без нее воспроизвести по памяти интерьер комнат с показанных им фотографий. Рисунки афантастиков получились более простыми и похожими на письменные описания. Например, некоторые из них вместо нарисованного окна писали в оконном проеме слово «окно». Хотя люди с афантазией в целом помнили меньше объектов, они допустили меньше ошибок: не нарисовали никаких лишних объектов ни в одной из комнат.
Доктор Бейнбридж считает, что афантазия может защищать от ложных воспоминаний. Поскольку люди с афантазией испытывают трудности с представлением зрительных образов, они используют другие стратегии для запоминания информации, например, вербальное кодирование пространства. То есть вместо того, чтобы создавать образ комнаты, человек с афантазией может запомнить ее описание: «Комната с красными стенами, двумя окнами и большим столом в центре». Вербальное кодирование более точное и менее гибкое, чем образная память. Когда нам показывают фотографию с небольшими изменениями в деталях, мы можем и не заметить их, если полагаемся только на зрительный образ. Вербальное кодирование помогает «записывать» детали точного описания, поэтому мы с большей вероятностью заметим отклонения от того, что мы запомнили.
По мнению Вильмы Бейнбридж, своей популярностью изучение этого относительно нового для нейронаук феномена обязано в том числе известным людям с афантазией, среди которых соучредитель Mozilla Блейк Росс или соучредитель крупнейшей в мире анимационной компании Pixar Эд Катмулл.
Таким образом, афантазия не является ограничением, а скорее индивидуальным стилем восприятия и обработки информации. Полученные в ходе исследований данные позволяют предположить, что афантазия может влиять на то, как люди планируют двигательную активность, учатся новым навыкам и взаимодействуют с окружающим миром. Ученые пытаются понять, можно ли помочь афантазикам улучшить свою способность воображать с помощью поведенческой терапии и безопасных методов нейростимуляции.
Фото: Thirdman, источник фото