Настоящих эмоций ИИ не испытает никогда, и в этом единодушны все исследователи. Человеческая эмпатия — это больше, чем слова и язык, она включает множество разных эмоций, жестов, физических проявлений, культурных кодов. Полноценное эмоциональное взаимодействие попросту невозможно закодировать в машинном обучении ИИ: в известной мере люди непредсказуемы, и это никак не внести в базы данных. Нельзя дать искусственному интеллекту настоящие эмоции.
Однако можно научить его реагировать на чужие эмоции или имитировать их. Так, недавнее исследование принятия решений у нейросетей показало, что почти все модели так или иначе демонстрируют нестабильность и серьезные отклонения от среднего качества, если включить в промпт эмоциональные составляющие различного характера, от самых простых до «сюжетных», вызванных поведением оппонента. «Главные источники нестабильности и снижения качества — гнев, страх и отвращение», — сделали вывод исследователи. Это говорит о том, что ИИ научился имитировать эмоции, а значит, его эмоциональный интеллект способен их «понять», просчитать и верно среагировать на них.
Согласно исследованиям Гарварда, а также Йельского университета, EQ является ключевым фактором профессионального успеха, что немаловажно для ИИ, сочетающего несколько видов интеллекта. Отмечается, что для повышения EQ искусственный интеллект анализирует коммуникацию: благодаря технологиям изучения эмоций, обработки естественного языка, компьютерного зрения ИИ может анализировать как вербальные, так и невербальные сигналы, выявляя закономерности. О том же пишут иранские исследователи Жале Наримиссаи, Махди Наим и их коллеги в статье, опубликованной в журнале «Анналы медицины и хирургии» (Лондон). В ней подробно проанализировано распознавание эмоций и механизмы реагирования в системах искусственного интеллекта (ИИ).
Авторы рассматривают различные методы распознавания эмоций программой:
- Анализ речи. ИИ анализирует лингвистические особенности речи для определения эмоционального состояния.
- Анализ выражений лица. Автоматический анализ мимики, включая сбор данных, выделение признаков и их классификацию.
- Анализ физиологических сигналов. С помощью носимых устройств (умных часов, датчиков) ИИ считывает показатели тела: пульс, кожно-гальваническую реакцию и дыхание.
- Многомодальный подход. Это объединение нескольких видов данных (речь, мимика, физиологические сигналы) для более точного результата. Этот подход более эффективен, чем использование одного типа данных.
Обладая такими возможностями, ИИ могут сочетать различные подходы к анализу эмоций и отвечать соответственно полученному результату. Они способны успокаивать, выслушивать, иногда дать совет, если вписать это в промпт. Но далеко не только это: как EQ во многом помогает нам самим, так и разработчики ИИ находят ему самые разные применения. Исследователи из школы менеджмента имени Слоуна при Массачусетском технологическом институте отмечают, что так называемый «эмоциональный ИИ» можно использовать в нескольких отраслях:
- Реклама. Эмоциональный ИИ улавливает инстинктивные реакции, которые тесно связаны с поведением потребителя. Так он помогает понять, купят ли товар, привлекла реклама или оттолкнула, и выстроить соответствующую стратегию.
- Кол-центры. Операторы используют ИИ для определения настроения клиента и корректировки разговора.
- Психическое здоровье. ИИ-приложение мониторит эмоциональное состояние пользователя, анализируя использование телефона на наличие признаков тревоги и изменений настроения.
Автопром. ИИ-сервис отслеживает состояние водителя и эмоции пассажиров для повышения безопасности дорожного движения. - Помощь в общении людям с аутизмом. Характерная черта форм РАС — трудности с пониманием эмоций собеседника, и эмоциональный ИИ может быть здесь «вспомогательной технологией». Существуют «коммуникативные протезы», которые помогают аутистам понимать других, а также устройства для тех, кто сам хочет понять человека с РАС.
Не отстает и маркетинг: известный бизнес-обозреватель Forbes Ретт Пауэр даже дает практические советы о том, как развить эмоциональный интеллект у ИИ, чтобы он лучше «понимал» запрос. Пауэр пишет, что для достижения этого важно обучать ИИ на разнообразных данных, внедрять активное слушание, индивидуальный подход, но при этом следить за этикой. «ИИ должен помогать людям, а не заменять их», — подмечает он. И это то, что пугает многих — если EQ у искусственного интеллекта так развит, не заменит ли он всех нас?
По мнению ученых, все зависит от нас самих. Искусственный интеллект, способный распознавать эмоции, — это мощный инструмент, но с ним нужно обращаться осторожно. Важно помнить о конфиденциальности и потенциальном злоупотреблении: по словам все тех же ученых из школы менеджмента имени Слоуна при Массачусетском технологическом институте, такой ИИ может показаться «Большим Братом», если его использовать без должного согласия и контроля. «Но парадигма заключается не в противостоянии человека и машины — на самом деле машина дополняет человека», — говорит Рана эль Калиуби, доктор философии, соосновательница компании по разработке искусственного интеллекта Affectiva. Она разделяет мнение коллег: решение о том, приветствовать ли нам такой ИИ, зависит от того, как он будет использован. При разумном и этичном применении польза во много раз перевесит риски.