Самодостаточность
Дети очень восприимчивы к словам взрослых. Если ребенка хвалят, считают способным, то он действительно начинает учиться лучше. А если называют бездарем и лодырем, то результат будет обратный. Данный феномен еще в 1965 году выявил Роберт Розенталь и назвал его «эффект Пигмалиона». Человека на самом деле можно «запрограммировать» на успех на всю последующую жизнь, но история Альберта Эйнштейна показывает, что эффекту Пигмалиона тоже можно противостоять.
Эйнштейн был трудным ребенком и в семье, и в школе. Он медленно учился говорить, а впоследствии вспоминал: «Мои родители были настолько обеспокоены этим, что консультировались с врачом». Даже когда будущий ученый начал произносить слова, у него выработалась странная привычка: он говорил это про себя, повторяя шепотом до тех пор, пока фраза не начинала звучать достаточно хорошо, чтобы быть произнесенной вслух. Это послужило поводом служанке окрестить его тупицей, а остальным членам семьи считать его «почти отсталым».
В школе ситуация только усугубилась. Учителя его не любили и считали абсолютно бездарным. Альберт был неудобным учеником: его медленное развитие сочеталось с дерзостью и бунтарством. Дошло до того, что один учитель выгнал его, а другой объявил, что ничего путного из него не выйдет. Но несмотря на все негативные ожидания окружающих, Альберт Эйнштейн не поддался пагубному влиянию чужих представлений. Почему? Проявилась его внутренняя идентичность, самодостаточность. Он не чувствовал потребности в постоянном внешнем подтверждении своей значимости. Гораздо важнее для него оказались собственные ожидания от себя и вера в свои силы — «я могу это сделать». Присущая адаптивным людям Я-концепция помогает игнорировать негатив в свой адрес со стороны окружающих.
Любопытство
Важное открытие, изменившее всю его жизнь, произошло, когда ему было около пяти лет. Однажды Эйнштейн лежал в постели больной, и отец принес ему компас. Позже он вспоминал, что пришел в такое возбуждение, увидев, как таинственно ведет себя стрелка компаса, что весь задрожал и похолодел. Тот факт, что магнитная стрелка двигалась как будто под действием какого-то скрытого силового поля, а не обычного механического контакта или прикосновения, вызвал у него ощущение чуда. И на всю жизнь Альберт Эйнштейн сохранил детскую интуицию и благоговение перед чудесными явлениями природы: магнитным полем, гравитацией, инерцией, ускорением, лучами света — всеми вещами, которые взрослым людям кажутся обыденными.
При этом любопытство и наблюдательность ученого не были поверхностными, он максимально погружался в тему, так что забывал обо всем вокруг. «Даже когда вокруг находилась шумная компания людей, он мог уйти в себя, сесть на диван, взять ручку и бумагу, поставить на подлокотник чернильницу и полностью погрузиться в проблему, а громкие разговоры вокруг не мешали ему, а скорее стимулировали», — делилась воспоминаниями его сестра.
Индифферентная наблюдательность
Эйнштейн прослыл ярым противником бездумного примыкания к любым авторитетам и всегда был верен своим принципам. Он подвергал сомнению общепризнанные истины и пересматривал их под таким углом зрения, под которым хорошо образованные сотрудники научных институтов никогда их не рассматривали.
Что касается замедленного развития речи, он пришел к заключению, что это позволило ему удивляться обыденным явлениям, в то время как другие принимали их как данность. Эйнштейн однажды объяснил это так: «Когда я спрашиваю себя, как такое случилось, что именно я открыл теорию относительности, ответ, как мне кажется, в том, что тут сыграли роль следующие обстоятельства. Обычно взрослый никогда не забивает себе голову вопросами о пространстве и времени. Это вещи, которые он воспринял в детстве. Но я развивался так медленно, что начал задаваться вопросами о пространстве и времени тогда, когда уже вырос. Поэтому я погрузился в проблему более глубоко, чем обычный ребенок».
Избыточность
К двенадцати годам у Альберта Эйнштейна проявилась склонность к решению сложных задач по прикладной арифметике, и он решил попробовать, сможет ли самостоятельно выучить геометрию и алгебру. Родители купили ему учебники для следующих классов, чтобы он мог их проштудировать во время летних каникул. Альберт не только запоминал доказательства из этих учебников, но даже придумывал новые теории и пытался самостоятельно их доказать. «Игры и товарищи по играм были забыты, — писала его сестра, — целыми днями напролет он сидел в одиночестве, пытаясь найти решение, и не сдавался, пока не находил его».
Один из молодых ассистентов Эйнштейна, Эрнст Штраус, вспоминает свою работу с ним. Они рассматривали некий подход, над которым Эйнштейн бился уже почти два года. Однажды вечером Штраус, к своему ужасу, обнаружил, что уравнения приводят к явно неправильному результату. На следующий день они всесторонне исследовали вопрос, но поправить ничего не удалось, поэтому им пришлось рано разойтись. Штраус был подавлен и считал, что Эйнштейн расстроился еще больше. К его удивлению, на следующий день Эйнштейн был как всегда энергичен и готов к работе. Он предложил испробовать еще один подход. «Это послужило началом работы над совершенно новой теорией, тоже отправленной через полгода в мусорную корзину. Траур по ней продолжался не дольше, чем по ее предшественнице», — вспоминал Штраус. Эйнштейн воспринимал неудачи как новый приобретенный опыт и продолжал двигаться дальше. Благодаря этой адаптивной стратегии ученого мы имеем сегодня множество открытий и более трехсот написанных им научных работ.
Мощь интеллекта Эйнштейна была такова, что он мог обдумывать несколько разных идей одновременно. Даже когда он размышлял над пляшущими частицами в жидкости, он одновременно еще и бился над различными теориями, связанными с движением тел и скоростью света. К сожалению, многие люди сейчас придерживаются мысли, что уже все придумано до нас, и ничего стоящего изобрести больше невозможно. Однако мы видим, что люди с высоким AQ и сегодня удивляют новинками все человечество. Надо только прислушиваться к своим идеям, к своему внутреннему голосу. Однажды Эйнштейн сказал: «Новая идея приходит неожиданно и чаще интуитивным образом». Но затем он поспешил добавить: «Интуиция есть не что иное, как проявление накопленного интеллектуального опыта».
Айзексон У. «Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная», 2007 г.
Фото: Yousuf Karsh