Снимки сканирования человеческого мозга показывают области сзади и спереди, которые активны у человека, испытывающего любопытство. Источник фото
Учёные Колумбийского института Цукермана в результате изучения работы мозга 32-х добровольцев нашли связь между любопытством и чувством уверенности в том, что видели испытуемые. По словам профессора неврологии Жаклин Готтлиб, ведущего исследователя Института, у любопытства глубокие биологические корни. Во время проведённого её командой эксперимента людям показывали искаженные картинки и с помощью функциональной МРТ отслеживали деятельность их мозга. Выяснилось, что в моменты, когда мозг не был уверен в том, что видит, и как бы «взвешивал» степень неопределенности, в области, расположенной чуть выше ушей – в затылочно-височной коре – проявлялась высокая активность. Другие участки мозга – передняя поясная извилина коры и вентромедиальная префронтальная кора – активизировались, когда испытуемые были уверены в том, что они верно распознают изображение. Так исследователи сделали вывод о том, что чем больше мозг сомневался в увиденном, тем сильнее было любопытство.
Три пары текстовых форм, демонстрирующих неузнаваемые и четкие версии объектов. Источник фото
Ученые из Калифорнийского технологического института в ходе эксперимента также сканировали мозг 19 человек, размышлявших над 40 вопросами викторины. Вопросы были подобраны так, чтобы вызвать интерес и любопытство к определенной области знания. Участников просили последовательно прочесть задание, догадаться об ответе и указать, насколько они уверены в догадках. На втором этапе каждый испытуемый вновь видел вопросы, за которыми уже следовали правильные ответы. Выяснилось, что в моменты сильного любопытства включались области мозга, ответственные за награду или поощрение.
По мнению физиолога Вячеслава Дубынина, любопытство – это не единый процесс, он включает в себя несколько уровней обработки информации. На первом работают сенсорные центры, которые отвечают за восприятие новых стимулов. Они активируются при встрече с новыми или неожиданными объектами, вызывая первичное любопытство. На следующем уровне иерархии центров любопытства включаются области мозга, связанные с эмоциями и мотивацией, такие как лимбическая система. Они оценивают значимость нового опыта и порождают положительные или отрицательные эмоции. Если нам нравится полученный опыт, активируются центры вознаграждения, усиливающие желание исследовать и узнавать больше. Это может проявляться в поведении человека, когда он подходит к предмету своего интереса, чтобы внимательно его изучить. Мы запоминаем информацию, а затем пользуемся ей для адаптации и принятия решений. На третьем уровне начинается физическая активность — человек совершает какие-то действия с предметами. Это очень важный компонент психической (не просто двигательной) деятельности. В ней задействована лобная кора мозга, а именно её премоторная и моторная зоны, благодаря которым у нас сначала формируется программа действий, а затем к её реализации подключаются конкретные мышцы.
Первые 3 уровня обработки информации поддерживаются центром положительных эмоций. Любопытство приносит нам удовольствие: мы переживаем выброс дофамина каждый раз, когда узнаем что-то новое. За счет этого мозг активизирует всё более адаптивное поведение. На последнем, высшем уровне формируется речевая модель окружающего мира. Ассоциативная теменная кора помогает нам узнавать и запоминать названия новых явлений и ассоциировать их с другими понятиями. Так создаётся целая информационная сеть, и этот процесс также приносит нам положительные эмоции.
Понимание психофизиологических механизмов любопытства открывает новые горизонты в изучении интеллекта и позволяет проследить его связь с нашим поведением и развитием. По словам доктора Готтлиб, полученные в ходе исследований результаты могут быть использованы в диагностических и даже терапевтических для лечения пациентов с депрессией, апатией или ангедонией (неспособностью испытывать удовольствие) – состояниями, которые часто характеризуются отсутствием любопытства.
В условиях глобализации и быстрого технологического прогресса любопытство становится критически важным для личного и профессионального роста. В начале XXI века журналист New York Times Томас Фридман ввел термин CQ — коэффициент любопытства. По его мнению, люди с высоким коэффициентом любопытства более восприимчивы к новым идеям, способны адаптироваться к изменениям и находить нестандартные решения в сложных ситуациях, чем те, кто от природы обладает высоким IQ. CQ помогает не только в обучении, но и в построении эффективных социальных и профессиональных связей.
А ещё в исследованиях мадридских ученых, где участвовали 14 тысяч человек от 100 до 107 лет, выяснилось, что любопытство продлевает молодость. Те, кому удалось сохранить в себе способность удивляться и стремиться к новизне, живут дольше. Так, любопытство не только помогает адаптироваться к изменениям, но еще и сохраняет здоровье мозга на долгие годы.